По общему правилу, заключение трудовых договоров допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, однако в некоторых случаях – и до достижения этого возраста (ст. 63 Трудового кодекса). Например, подросток 15 лет может быть привлечен для выполнения легкого труда без вреда для его здоровья. Ребенок 14 лет, получивший общее образование, тоже имеет такое право, если один из его родителей и органы опеки дадут на это письменное согласие. Детям младше 14 лет разрешается работать в кино, театре, участвовать в концертах или цирковых представлениях, если работа не причинит ущерба их здоровью и нравственному развитию (при условии, что договор за них подпишет родитель или опекун).

При этом Роструд обращает внимание на необходимость учета при трудоустройстве указанных лиц их интересов, связанных с образованием. Так, если 15-летний подросток бросил школу до получения основного общего образования или продолжает получать общее образование после отчисления из школы, то работа не должна быть в ущерб освоению программы, а 14-летний при совмещении учебы в школе и работы может работать только в свободное от учебы время. Также подчеркивается, что, если один из родителей выступает против заключения трудового договора с ребенком младше 15 лет, то необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства.

Кроме того, работодателям следует помнить об обязательности наличия результатов пройденного несовершеннолетним медосмотра перед заключением с ним трудового договора и о запрете на установление испытательного срока. Необходимо учитывать и ограничения на привлечение их к работе с вредными и опасными условиями труда, подземным работам, а также работе, которая может причинить вред здоровью или нравственному развитию (например, в игорном бизнесе или ночных клубах).

Продолжительность рабочего дня несовершеннолетних. Она устанавливается в зависимость от возраста работника: до 16 лет – не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю, а при совмещении работы с учебой в школе, колледже или училище рабочее время должно быть сокращено не менее чем вдвое (ст. 92 ТК РФ).

Что касается рабочей смены детей от 14 до 15 лет, то она не должна превышать 4 часов, от 15 до 16 лет – 5 часов, от 16 до 18 лет – 7 часов, а при совмещении работы с учебой для детей от 14 до 16 лет – 2,5 часов, от 16 до 18 лет – 4 часов (ст. 94 ТК РФ).

Вопросам регулирования трудовых отношений с работников в возрасте до 18 лет посвящена глава 42 Трудового Кодекса РФ.

Для трудоустройства граждан младше 16 лет требуется разрешение любого из опекунов или родителей и попечительских структур, выраженное в письменном виде.

Ограничения по продолжительности труда в течение дня (смены) для малолетних сотрудников от 15 до 16 лет составляют не более 5 часов и не больше 7 часов — для детей от 16 до 18 лет. Для лиц, одновременно работающих и проходящих обучение, ежедневный труд не должен быть больше 2,5 часов для занятых в возрасте от 14 до 16 лет и меньше 4 часов, если ребенку от 16 до 18 лет.

Для подростков нормативы деятельности (выработки) рассчитывают на основе общих показателей в пропорциональном соотношении с определенным для них временем работы (сокращенным). Для несовершеннолетних, пришедших на предприятие после завершения учебы, вводятся, по сравнению с иными категориями работников, сниженные показатели выработки (ст. 270 ТК РФ).

 

Для устройства подростка на работу требуется:

  • документ, подтверждающий личность поступающего в организацию (общегражданский паспорт);
  • подтверждение образования, получения определенной квалификации или справка о приостановлении обучения;
  • книжка трудовая (при наличии);
  • документ участника пенсионной системы (СНИЛС), кроме ситуации приема на первое место работы;
  • подтверждение воинского учета (для мальчиков);
  • разрешение родителя (попечителя), а также органов опеки на трудоустройство ребенка младше 16 лет;
  • медицинская справка.

Работникам-подросткам один раз в год полагается оплачиваемый отпуск. Продолжительность отдыха равна 31 дню (календарному), а время его предоставления определяется потребностью сотрудника (ст. 267 ТК РФ).

Положениями Трудового Кодекса РФ (ст. 124-126) в отношении лиц младше 18 лет запрещено:

  • отказывать в предоставлении отпуска (ежегодного);
  • заменять дни отдыха компенсацией (денежной);
  • досрочно прекращать отдых (отпуск).

 

Любой предприниматель или юридическое лицо, использующие наемный труд, обязаны позаботиться о правильном и своевременном оформлении своих сотрудников в соответствии с действующим ТК. Использование труда других людей без должного официального оформления является крупным нарушением и даже преступлением, поскольку наносит ущерб правам самого работника, а также государству.

Рассмотрим формы ответственности в зависимости от типа работодателя:

Термин «неофициальное трудоустройство» используется в деловой практике для всех случаев, когда соглашение между работником и администрацией не было заключено в предусмотренный период.

В зависимости от времени просрочки и количества таких сотрудников ответственность может быть административной или уголовной.

Административное наказание.

Ответственность за нарушения в ходе устройства сотрудников установлена в ч. 3,4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ.

Закон предусматривает ряд ситуаций, влекущих наказание:

Если допуск к осуществлению трудовой функции произведен лицом, которое не было уполномочено работодателем, то ответственность наступит по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ. Гражданину, принявшему это решение, грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей.

Если нарушитель является должностным лицом, то денежное взыскание составит от 10 до 20 тыс. рублей.

Если администрация уклоняется от заключения трудового договора или подменяет последний гражданско-правовым соглашением, то применяется ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Должностному лицу придется выплатить от 10 до 20 тыс. рублей штрафа.

 Ответственность за неоформленного работника для ИП предусматривает взыскание от 5 до 10 тыс. рублей;

компании придется выплатить от 50 до 100 тыс. рублей. Ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает наказание за повторное совершение любого из перечисленных нарушений.

Речь идет о случаях, когда с момента вступления в силу предыдущего постановления не истек 1 год (ст. 4.6 КоАП РФ). В этом случае граждане подвергнутся штрафу 5 тыс. рублей, а должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 1 год до 3 лет. ИП и организации также получат повышенные взыскания (от 30 до 40 тыс. рублей и от 100 до 200 тыс. рублей, соответственно).

Стоит отметить: если организация не заключила с нанятым сотрудником письменный трудовой договор, то ответственность наступает как для самой организации, так и для должностного лица, которое допустило подобное правонарушение.

При этом директор (должностное лицо) должен будет уплатить штраф, а при повторном нарушении его ждет дисквалификация. На организацию при этом также накладываются штрафы.

Ответственность, предусмотренная Налоговым Кодексом РФ

Одним из последствий применения схемы неофициального трудоустройства выступают нарушения, связанные с неуплатой налогов и страховых взносов. Ответственность за них установлена в ст. 122 и 123 НК РФ. Работодатель выступает налоговым агентом сотрудника и обязан удерживать НДФЛ с выплачиваемого последнему заработка. Неофициальное трудоустройство автоматически влечет нарушение ст. 123 НК РФ. Она предусматривает штраф, составляющий 20 % от возникшей недоимки. Его уплата не освободит работодателя от перечисления в бюджет как самого налога, так и пеней (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

С 2017 года налоговые инспекции осуществляют администрирование взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. По этой причине работодатель рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 3 ст. 122 НК РФ.

Речь идет об умышленной неуплате страховых взносов. Компания или ИП будут вынуждены внести штраф, составляющий 40 % от суммы недоимки, перечислить всю задолженность перед фондами и пени.

Риски уголовного наказания.ст. 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

  1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом вразмере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
  2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Под физическим лицом — плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей. 3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов

  1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом вразмере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей. 2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к ст. 199 Уголовного кодекса 1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК. 2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации. 3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.